Фигуры каллиграфические - Часто в каллиграфии отдельным знакам письма или целым словам, или предложениям сознательно придается форма геометрических фигур, зверей, птиц, растений. Особо надо отметить в этом отношении арабскую каллиграфию, где буквы сплетались в некий замысловатый узор («муамму» − загадку), напоминающий пиктограмму. Наиболее излюбленные каллиграфические фигуры − это рыба, птица, растение, баркас, зверь выглядят, как архетипы общечеловеческого сознания, при помощи которых оказывается психическое воздействие на читателя. Кроме того, каждый знак арабского алфавита в отдельности соотнесен с каким-либо образом: ﺍ «алиф» - молодость, росток, тонкий стан, د «даль» - старость, م «мим» - губы и т.д.
Абстрактное мышление, столь присущее исламу, нашло свое отражение в искусстве каллиграфии. Арабский алфавит, очертания букв которого чрезвычайно гибки, ритмичны и податливы, легко становится жанром»искусства. Арабская каллиграфия строится на сочетании параллельных вертикальных линии, напоминающих стебли трав и округлых витиеватых очертаний, похожих на волны. Посредством арабского алфавита создаются поразительные зрительные эффекты (сказывается структурно-геометрическая природа этих букв).
Древнейший арабский почерк - куфи - монументальный и остроугольный и насх - классический почерк. Среди известных каллиграфов можно назвать Абу Али Мухаммеда ибн−Мукла (885−935) Али Абу Хилала ибн−Бавваба (?−1025) Джамалуддина Якута аль−Мустасими (?−1298) Мир Али Тебризи (в 15 веке создал насталик).
В более поздний период в Турции и Индии начали развиваться стили письма, где арабские буквы складывались в разные фигуры: листвы (гулзар), павлиньего оперенья (таус), рыбы (мани), попугая (тугхра), пыли (гхубар), а также зульф-и-арус, ларза.
Известны также каллиграфические скоропись шикаста и декоративные почерки канцелярий шафиа и дивани.
В Бенгалии известны надписи, скрывающиеся в узоре лука и стрел, глиняного светильника, летящей птицы, утки на воде, кобры с раздутым клобуком, льва и даже в портрете человека.
Буквы непальского письма ранджа утолстились и приобрели непомерную телесность. Их контур стал более сложен, а внутреннее пространство сильно сузилось, что сделало эти буквы похожими на пиктограммы. (Буквы письма ранджа напоминают вереницы утят) Ранджа - взаимодействие двух культур: индийской и китайской. Каллиграфические фигуры, составленные из букв ранджа наз. кутакшер (или гуптакшер). Известно также угловатый непальский почерк кунмол, округлый голмол, завитковый хинмол, литумол (линии и завитки имеют обратное направление), пачумол и классический бхуджимол (буквально «голова мухи») Термином мол в Непале наз. матрика. Основной прием непальской каллиграфии - это видоизменение матрики букв.
Китайские иероглифы также могут легко принимать вид различных фигур. Они стилизуются то под разломы коры старого дерева, то под стаю внезапно взлетевших птиц, то под трепещущий на ветру камыш, а то и под замысловатые кляксы, нечаянно упавшие на лист бумаги. Китайская каллиграфия отличается экспрессивностью, кажущейся небрежностью, асимметрией и динамикой. Еще Чжуан-цзы высказывал мысль, что «подлинное искусство похоже на неумение». Вместе с тем китайскими каллиграфами был разработан и такой строгий и чопорный стиль иероглифов-лабиринтов как шанфан-дачжуань и округлый дачжуань (большая печать)
Русская вязь широко использовала геометрический и растительный тип каллиграфических фигур.
Искусство придания буквам и словам неких образных форм находит применение и в наши дни, главным образом в рекламе.